Авторы
Карпов О.Э., Даминов В.Д., Новак Э.В., Мухаметова Д.А., Слепнева Н.И.
ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва
Аннотация
Рассмотрены современные средства виртуальной реальности и возможности их применения в реабилитации. Обсуждаются понятие виртуальной реальности и поднимаются вопросы систематизации методов виртуальной реабилитации. Представлен обзор литературы по эффективности применения виртуальной реальности в реабилитации пациентов как с двигательными, так и с эмоциональными, и когнитивными нарушениями. Обсуждаются направления и пути дальнейшего развития и изучения технологий виртуальной реальности в реабилитации.
Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальная реабилитация, серьёзные игры, когнитивная реабилитация, одностороннее игнорирование.
Список литературы
1. Гермашова В.А. Понятие “виртуальная реальность” в философском знании // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — №5 — С. 215–221. [Germashova VA. Ponyatie “Virtual’naya real’nost’” v filosofskom znanii. Vestnik Stavropol’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2009;(5):215–221. (In Russ).]
2. Sharma A, Bajpai P, Singh S, et al. Virtual reality: blessings and risk assessment. Indian J Sci Technol. 2018;11(20):1–20. Doi: 10.17485/ijst/2018/v11i20/112577.
3. Gamito P, Oliveira J, Coelho C, et al. Cognitive training on stroke patients via virtual reality-based serious games. Disabil Rehabil. 2015;39(4):385–388. Doi: 10.3109/09638288.2014.934925.
4. Ferreira dos Santos L, Christ O, Mate K, et al. Movement visualisation in virtual reality rehabilitation of the lower limb: a systematic review. BioMed Eng OnLine. 2016;15(Suppl 3): 144. Doi: 10.1186/s12938-016-0289-4.
5. Schroeder R. Virtual world’s research: past, present & future. J Virtual Worlds Res. 2008;1(1):2–3.
6. Судаков К.В. Функциональные системы. — М.: Издательство РАМН, 2011. [Sudakov KV. Funktsionalnye sistemy. Moscow: Izdatelstvo RAMN; 2011. (In Russ).]
7. Susi T, Backlund P, Johannesson M. Serious games — an overview. Technical report. University of Skövde; 2007. Report No. HS- IKI -TR-07-001.
8. Alvarez J, Djaouti D. An introduction to serious game — definitions and concepts. In: Serious Games & Simulation for Risks Management. Paris; 2011.
9. Rouse R. Game design: theory & practice. Plano, Texas, USA: Wordware Publishing; 2004. p. 660–698.
10. Valmaggia LR, Latif L, Kemptom MJ. Virtual reality in the psychological treatment for mental health problems: an systematic review of recent evidence. Psychiatry Res. 2016;236:189–195. Doi: 10.1016/j.psychres.2016.01.015.
11. Diemer J, Alpers GW, Peperkorn HM. The impact of perception and presence on emotional reactions: a review of research in virtual reality. Front Psychol. 2015;6:26. Doi: 10.3389/fpsyg.2015.00026.
12. Maheu MM, Drude KP, Wright SD. Career paths in telemental health. Switzerland: Springer International Publishing; 2017.
13. Peperkorn HM, Alpers GW, Mühlberger A. Triggers offear: perceptual cues versus conceptual information in spider phobia. J Clin Psychol. 2014;70(7):704–714. Doi: 10.1002/jclp.22057.
14. Botella С, Serrano В, Baños RM, et al. Virtual reality exposure-based therapy for the treatment of post-traumatic stress disorder: a review of its efficacy, the adequacy of the treatment protocol, and its acceptability. Neuropsychiatr Dis Treat. 2015;11:2533–2545. Doi: 10.2147/NDT.S89542.
15. Maggio MG, Latella D, Maresca G, et al. Virtual reality and cognitive rehabilitation in people with stroke: an overview. J Neurosci Nurs. 2019;51(2):101–105. Doi: 10.1097/JNN.0000000000000423.
16. Maggio MG, De Luca R, Molonia F, et al. Cognitive rehabilitation in patients with traumatic brain injury: a narrative review on the emerging use of virtual reality. J Clin Neurosci. 2019;61:1–4. Doi: 10.1016/j.jocn.2018.12.020.
17. Maggio MG, Russo M, Cuzzola MF, et al. Virtual reality in multiple sclerosis rehabilitation: a review on cognitive and motor outcomes. J Clin Neurosci. 2019;65:106–111. Doi: 10.1016/j.jocn.2019.03.017.
18. Zanier ER, Zoerle T, Di Lernia D, et al. Virtual reality for traumatic brain injury. Front Neurol. 2018;9:345. Doi: 10.3389/fneur.2018.00345.
19. Aida J, Chau B, Dunn J. Immersive virtual reality in traumatic brain injury rehabilitation: a literature review. NeuroRehabilitation. 2018;42(4):441–448. Doi: 10.3233/NRE-172361.
20. Pedroli E, Serino S, Cipresso P, et al. Assessment and rehabilitation of neglect using virtual reality: a systematic review. Front Behav Neurosc. 2015;9:226. Doi: 10.3389/fnbeh.2015.00226.
21. Tanaka T, Ifukube T, Sugihara S, et al. A case study of new assessment and training of unilateral spatial neglect in stroke patients: effect of visual image transformation and visual stimulation by using a head mounted display system. J Neuroeng Rehabil. 2010;16(7):20. Doi: 10.1186/1743-0003-7-20.
22. Howard МС. A meta-analysis and systematic literature review of virtual reality rehabilitation programs. Comput Human Behav. 2017;70:317–327. Doi: 10.1016/j.chb.2017.01.013.