DOI: 10.25881/BPNMSC.2020.96.41.022

Авторы

Тарасова Л.А.1, Сухорукова В.А.1, Шевцова Е.Е.2, Тарасова О.Н.3

1 ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова», Москва

2 ФГБОУ «Московский Педагогический Государственный Университет», Москва

3 ГБУ «Московский городской центр реабилитации», Москва

Аннотация

Комплексная нейрокоррекция, включающая в себя методы психолого-педагогической реабилитации, неинвазивные методы стимуляции (метод рТМС) и медикаментозное сопровождение, способствует значительному сокращению сроков и качественно более высокому уровню формирования когнитивных функций, в том числе речи, по сравнению с предполагаемым реабилитационным прогнозом на любом этапе работы. Низкочастотная рТМС позволяет преодолеть не только нейродинамические, но и модально-неспецифические расстройства, связанные с дисфункцией подкорковых и корковых отделов головного мозга, что, гармонизирует у детей с широким спектром патологических состояний поведение за счет повышения самоконтроля и развития самосознания.

Ключевые слова: нейрореабилитация, междисциплинарность, диффузные поражения головного мозга, перинатальная энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза, нейрокоррекция, общее (системное) недоразвитие речи, дизартрия, задержка речевого развития, неинвазивные методы реабилитации когнитивных расстройств, в том числе речи у детей.

Список литературы

1. Александрова В.А., Братова Е.А. Перинатальные поражения центральной нервной системы и их последствия у детей в практике педиатра / Пособие для врачей, Санкт-Петербург, 2010. — 70 с.

2. Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы. Пособие для врачей. — М.: Книголюб, 2005. — С.22.

3. Гельнитц Г. Особенности развития при энцефалопатиях в детском и юношеском возрасте. В кн.: Проблемы постнатального соматопсихического развития. — М., 1974. — С. 235–262.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение. — СПб.: МиМ, 1997. — С. 5, 23, 35–37, 61–64, 141–146, 149, 211–213.

5. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1980. — № 3. — С. 407–412.

6. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. В кн.: Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982. — С. 5–21.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985.

8. Барышев Ю.И. Перинатальная неврология. Москва: Триада-Х, 2001. — 640 с.

9. Белоусова Т.В., Ряжина Л.А. Перинатальные поражения центральной нервной системы у новорожденных / Методические рекомендации. — Спб.: КОСТА, 2010. — 96 с.

10. Ханьшева Г.В. Топика патологического процесса при моторной алалии // Наука. Культура. Интеграция. — 2012 — №1(17). — С.58–62.

11. Chervyakov AV, Chernyavsky AYu, Sinitsyn DO, Piradov MA. Possible Mechanisms Underlying the Therapeutic Effects of Transcranial Magnetic Stimulation. 2015.Jun 16; 9: 303. doi: 10.3389/fnhum.2015.00303. eCollection 2015.

12. Скворцов И.А., Селиванова Е.А. Нарушения психоневрологического развития наследственного и ненаследственного генеза // Альманах «Исцеление». Вып.4 / Под ред. И.А.Скворцова. М.: Тривола, 2000. — С. 11–32.

13. Адашинская Г.В., Блистанов А.Г., Скворцов И.А., Радулева С.И., Тарасова О.Н. Кинезиотерапия в Научно-практическом центре профилактики и лечения психоневрологической инвалидности (методические рекомендации) // Альманах «Исцеление». Вып.4 / Под ред. И.А.Скворцова. М.: Тривола, 2000. — С. 75–82.

14. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. доктора психологических наук профессора Л.С. Цветковой. — Москва–Воронеж, 2006. — 230 с.

15. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.:АСТ: Астрель, 2006. — С. 25–45.

16. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — С. 306.

17. Балашева Н.Б., Ванчакова Н.П. Шкала оценки дизартрии как инструмент клинической работы логопеда // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2016. — № 1(131). — С. 312–317.

18. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. Я — Говорю! Ребенок в семье. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: Дрофа, 2007. — 31 с.

19. Белова А.Н., Балдова С.Н. Транскраниальная магнитная стимуляция: клиническое применение и научные перспективы // Успехи современного естествознания, 2015. — № 9. — С. 34–42.

20. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи. М., 1973.

21. Кузнецова С.М., Скачкова Н.А. Полушарные особенности влияния транскраниальной магнитной стимуляции на биоэлектрическую активность головного мозга пациентов, перенесших инсульт // Вестник КазНМУ, 2015. — №2. — С.406–411.

22. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1980. — № 3. — С. 407–412.

23. Межполушарное взаимодействие: Хрестоматия / Под ред. А.М. Семенович, А.С. Ковязиной. — М.: Генезис, 2009. — 400 с.

24. Мустаева Е.Р. Порождение вербальных и невербальных нарушений у детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — №1. — С.342–350.

25. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе / Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. — М.: ГОУ1708.

26. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. — М.: ГНОМ, 2013. — 144 с.

27. Функционально-клиническая анатомия головного мозга: Учебное пособие / И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, С.Е. Байбаков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: СпецЛит, 2016. — 255 с.

28. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Проблемы патологии речи органического и функционального генеза. В кн.: Патология речи органического и функционального генеза. — М.: Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1985. — С. 5–12.

29. Rubio B, Boes АD, Laganiere S, Rotenberg А, JeurissenD, Pascual-Leone А. Noninvasive Brain Stimulation in Pediatric ADHD: A Review. J Child Neurol. 2016 May; 31(6): 784–796.

30. Di Lazzaro V. The physiological basis of transcranial motor cortex stimulation in conscious humans. Clinical Neurophysiology. 2004; 115(2): 255–266.

31. Klomjai W, Katz R, Lackmy-Vallée A. Basic principles of transcranial magnetic stimulation (TMS) and repetitive TMS (rTMS). Ann Phys Rehabil Med. 2015; 58(4): 208-213. doi: 10.1016/j.rehab.2015.05.005.

Для цитирования

Тарасова Л.А., Сухорукова В.А., Шевцова Е.Е., Тарасова О.Н. Методы нейрокоррекции речевых нарушений вследствие перинатальной энцефалопатии гипоксического генеза у детей с использованием ритмической транскраниальной магнитной стимуляции (РТМС). Вестник НМХЦ им. Н.И. Пирогова. 2020;15(4):123-129. https://doi.org/10.25881/BPNMSC.2020.96.41.022